Гравийные велосипеды (они же гравелы) - один из главных трендов велоиндустрии последних лет. Это универсальные машины, способные ездить как по асфальту, так и по бездорожью. Неудивительно, что многие велосипедисты, от новичков до матерых гонщиков, желают заполучить такого монстра в свой гараж.
Но как выбрать идеальный гравел среди сотен моделей и десятков брендов? Какие характеристики действительно важны, а на чем можно сэкономить? В этой статье мы дадим ответы на все вопросы по выбору гравийника.
Что такое гравийный велосипед
Гравийный велосипед (gravel bike) - это относительно новый тип велосипедов, вобравший в себя черты шоссейных и циклокроссовых байков. Он предназначен для езды по различным типам покрытий: от ровного асфальта до грунтовых дорог и легкого бездорожья.
Ключевые особенности гравелов:
- Более вместительная геометрия рамы в сравнении с шоссейными велосипедами. Больше длина колесной базы и угол наклона рулевой трубы.
- Увеличенный клиренс рамы и вилки для установки широких и высоких покрышек (35-50 мм).
- Пониженные передаточные соотношения трансмиссии для удобства кручения в горку..
- Возможность установки багажника, крыльев, нескольких флягодержателей.
- Дисковые тормоза для надежного торможения в любую погоду.
По сути гравел - это универсальный велосипед "два в одном". На нем можно гонять по шоссе в быстрой компании, а на выходных уехать подальше от цивилизации по проселочным дорогам. Именно за эту универсальность и любят гравийники.
Виды гравийных велосипедов
Казалось бы, гравел - он и есть гравел. Но и тут производители умудрились создать несколько категорий под разные стили катания:
- Скоростные гравелы (Gravel Race). Максимально облегченные рамы, узкие покрышки, агрессивная посадка. Подходят тем, кто на гравеле больше едет по асфальту и хочет везде успеть.
- Туринговые гравелы (Gravel Endurance). Крепкая рама, широкие покрышки, выносливая навеска, крепления для багажа. Созданы для многодневных путешествий по бездорожью с кучей скарба.
- Экстремальные гравелы (Gravel Adventure). Усиленная рама, агрессивный протектор покрышек, длинноходная амортизационная вилка. Для тех, кто хочет замахнуться на горные тропы и серьезное бездорожье.
Большинство производителей стирают грани между этими категориями и выпускают универсальные гравелы. На них можно и по асфальту накатывать сотни километров, и в радиалку за город сгонять, и через бревна в лесу попрыгать. Так что не кидайтесь сразу на модные названия, а смотрите на конкретные характеристики байка.
Материалы рам гравийных велосипедов
В отличие от некоторых других типов велосипедов, в гравелах ценится не только малый вес, но и прочность, упругость, способность гасить вибрации. Поэтому материалы для их рам подбираются особо тщательно.
Самые распространенные варианты:
- Алюминий. Недорогой, легкий, жесткий. Идеален для скоростных гонок по ровным дорогам. Из минусов - на разбитых покрытиях сильно вибрирует и со временем теряет усталостную прочность.
- Карбон. Дорогой, очень легкий, обладает лучшим соотношением жесткости к весу. За счет правильной укладки волокон позволяет создавать упругие и гасящие вибрации рамы. Минусы - высокая цена, боязнь точечных ударов.
- Сталь. Классика в мире велосипедов. Тяжелее алюминия, но обладает природной упругостью и идеально сглаживает вибрации. Из качественных сталей (Cromoly) получаются надежные и долговечные рамы.
- Титан. Экзотика. Легче стали, прочнее и упругий. Очень долговечный и устойчивый к коррозии. Из минусов - заоблачная цена и сложность в обработке.
Похоже, что идеальный материал для гравела - карбон? Но не все так однозначно. Многое зависит от конкретной модели и качества исполнения рамы. Встречаются и жесткие карбоновые гравелы, и мягкие стальные. Так что тут лучше ориентироваться на отзывы и личные ощущения при тест-драйве.
Навеска гравийного велосипеда
Компоненты гравийного велосипеда должны безотказно работать в жестких условиях и при этом не утяжелять конструкцию. Поэтому производители пошли на некоторые ухищрения.
Вот что нужно знать о навеске гравелов:
- Трансмиссия. Чаще 1х11, 2х11. Переключатели - клатч, средняя длина клетки. Передние звезды меньше (40, 42 зуба), кассеты - шире (11-32, 11-34). Цепи с антифрикционным покрытием.
- Тормоза. Только дисковые, гидравлика. Диаметр роторов от 140 мм для скоростных заездов до 160 мм для туризма и бездорожья. Колодки - универсальные.
- Колеса. Облегченные карбоновые или крепкие алюминиевые ободы. Внутренняя ширина - от 19 до 25 мм для установки широких покрышек. Втулки - промподшипники, прямой шлиц.
- Покрышки. Ширина - 35-50 мм. Протектор - полуслик для асфальта/грейдера, агрессивный для бездорожья. Корд - кевларовый, 60-120 TPI. Некоторые ставят систему Tubeless (бескамерка).
- Контактные точки. Руль - флара 16-20 град. Седло - с прорезью и упругим наполнителем. Педали - туклипсы или контактные шипованные.
Конечно, навеска гравела будет сильно зависеть от вашего бюджета. На топовые модели ставят беспроводную электронику, карбоновые колеса, титановые рули. Но и на бюджетных байках можно найти надежные и продуманные компоненты.
Как подобрать размер гравийного велосипеда
Правильно подобранный под ваш рост размер рамы - залог эффективной работы мышц, управляемости велосипедом и комфорта при многочасовых поездках. А если учесть, что катают гравелы обычно долго, то тут ошибиться никак нельзя.
Есть три способа определить размер рамы гравела:
- По росту. Самый простой, но наименее точный. Например, при росте 170-180 см берут раму 54-56 см. Но тут не учитываются пропорции тела и стиль катания.
- По длине ног. Более точный метод. Нужно умножить стэндовер (длину ноги по внутренней части от поверхности до паха) на 0,66. Получится примерная высота подседельной трубы, а иначе говоря, размер рамы. Например, при длине ног 82 см нужна рама 54 см., а при 85 см рама нужна уже 56 см.
- Мерка stack и reach. Самый правильный, но сложный способ. Чтобы их увидеть необходимо провести две воображаемые линии. Первая пойдет от верхней точки рулевого стакана в сторону подседельной трубы параллельно горизонту. Вторая линия выходит из центра каретки строго вертикально вверх. Точка пересечения этих двух линий находится где-то над верхней трубой.
Reach измеряется от точки пересечения этих линий до рулевого стакана.
Stack измеряется от точки пересечения до центра кареточного узла.цифры указаны в геометрии рамы.
Однозначно скажем одно - перед покупкой обязательно нужно посидеть на велосипеде, проехаться, прочувствовать посадку. Только так можно подобрать идеальный размер. А можно довериться специалистам в веломагазине - они помогут с примеркой и выбором.
Популярные бренды и модели гравийных велосипедов
За последние пару лет гравийная линейка появилась практически у всех крупных велобрендов. А некоторые производители и вовсе сфокусировались на выпуске только гравелов.
Вот топ-7 лучших производителей гравийных велосипедов:
- Cannondale
- Giant
- Merida
- Specialized
- Scott
- Trek
- Canyon
У каждого бренда есть модели на любой бюджет и уровень катания. Например, вот достойные гравелы для новичков и продвинутых райдеров:
- Merida Silex 200. Недорогой алюминиевый гравел на оборудовании Shimano. Отличный вариант для первого знакомства с гравийной ездой.
- Giant Revolt 2. Высокий клиренс, широкие покрышки, карбоновая вилка, навеска SRAM Apex. Универсальный вариант для асфальта и легкого бездорожья.
- Specialized Diverge Comp Carbon. Карбоновая рама, Future Shock 2.0, навеска Shimano GRX. Быстрый и технологичный байк для гонок и марафонов.
Выбрать подходящий гравийный велосипед вам помогут в специализированном магазине ВелоШоп. Там представлен огромный ассортимент гравелов разных брендов, размеров, ценовых категорий. А еще вас ждет профессиональная консультация, тест-драйв, персональная настройка и сервисное обслуживание. С ВелоШоп вы точно найдете свой идеальный гравийник!
Подведем итоги
Гравийный велосипед - это универсальный байк, который подойдет и для быстрой езды по асфальту, и для покорения легкого бездорожья. Главное - правильно выбрать модель под ваши задачи и бюджет.
При выборе гравела обязательно обращайте внимание на:
- Тип катания (гонки, туризм, приключения)
- Материал и геометрию рамы
- Навеску (переключатели, тормоза, колеса, резина)
- Правильный размер под ваш рост
- Репутацию бренда и отзывы на конкретную модель
Ну и конечно, покупать гравийный велосипед лучше в специализированном магазине, где можно получить профессиональную консультацию, сравнить модели и провести тест-драйв. ВелоШоп - идеальное место для этого. Желаем вам найти свой идеальный гравийный велосипед и открыть для себя новые маршруты и приключения.